Об утверждении государственной программы Костромской области
Версия для слабовидящих
Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы
по Костромской области»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2013 года N 569-а

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014-2020 ГОДЫ

(в редакции постановлений администрации Костромской области от 26.03.2014 N 90-а, от 25.04.2014 N 173-а, от 29.12.2014 N 559-а, от 23.03.2015 N 101-а, от 29.05.2015 N 218-а, от 14.09.2015 N 313-а, от 08.12.2015 N 444-а, от 13.05.2016 N 152-а)
 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области", распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 58-ра "Об утверждении Перечня государственных программ Костромской области" администрация Костромской области постановляет:
     (в ред.
постановлений администрации Костромской области от 26.03.2014 N 90-а, от 29.12.2014 N 559-а)
     1. Утвердить прилагаемую государственную программу Костромской области "Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014-2020 годы.
     2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ

Приложение. Государственная программа Костромской области "Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014-2020 годы

Приложение

Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 26 декабря 2013 года N 569-а

(в редакции постановлений администрации Костромской области от 26.03.2014 N 90-а, от 25.04.2014 N 173-а, от 29.12.2014 N 559-а, от 23.03.2015 N 101-а, от 29.05.2015 N 218-а, от 14.09.2015 N 313-а, от 08.12.2015 N 444-а, от 13.05.2016 N 152-а)

Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014-2020 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ГОСПРОГРАММА)

(в редакции постановления администрации Костромской области от 25.04.2014 N 173-а)

   

1. Ответственный исполнитель Госпрограммы

Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области

(в ред. постановления администрации Костромской области от 13.05.2016 N 152-а)

2. Соисполнители Госпрограммы

1) департамент здравоохранения Костромской области,
2) департамент образования и науки Костромской области,
3) исключен;
4) комитет по физической культуре и спорту Костромской области,
5) департамент культуры Костромской области,
6) информационно-аналитическое управление Костромской области,
7) департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области,
8) комитет по делам архивов Костромской области

(в ред. постановления администрации Костромской области от 13.05.2016 N 152-а)

3. Подпрограммы Госпрограммы

1) "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан",
2) "Модернизация и развитие социального обслуживания населения",
3) "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей",
4) "Доступная среда",
5) "Обеспечение реализации государственной программы Костромской области "Социальная поддержка граждан Костромской области" на 2014-2020 годы"

4. Программно-целевые инструменты Госпрограммы

Отсутствуют

5. Цель Госпрограммы

Повышение уровня и качества жизни граждан Костромской области, нуждающихся в социальной помощи, поддержке и социальном обслуживании в соответствии с федеральным и региональным законодательством

6. Задачи Госпрограммы

1) повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки путем адресного и своевременного их предоставления;
2) реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности, качества и безопасности предоставляемых социальных услуг населению Костромской области;
3) обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи;
4) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Костромской области;
5) эффективное управление ходом реализации Госпрограммы

(п. 6 в ред. постановления администрации Костромской области от 13.05.2016 N 152-а)

7. Сроки, этапы реализации Госпрограммы

2014-2020 годы без деления на этапы

8. Объемы и источники финансирования Госпрограммы

Общий объем финансирования реализации Госпрограммы составляет 27 470 627,35 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 4 374 530,5 тыс. рублей,
в 2015 году - 4 103 305,34 тыс. рублей,
в 2016 году - 3 361 042,51 тыс. рублей,
в 2017 году - 3 445 828,4 тыс. рублей,
в 2018 году - 4 039 129,6 тыс. рублей,
в 2019 году - 4 072 526,5 тыс. рублей,
в 2020 году - 4 074 264,5 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета - 7 898 274,9 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 1 298 628,8 тыс. рублей,
в 2015 году - 1 105 156,0 тыс. рублей,
в 2016 году - 1 197 360,7 тыс. рублей,
в 2017 году - 1 073 496,5 тыс. рублей,
в 2018 году - 1 074 544,3 тыс. рублей,
в 2019 году - 1 074 544,3 тыс. рублей,
в 2020 году - 1 074 544,3 тыс. рублей;
объем средств областного бюджета - 19 514 527,6 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 3 054 384,8 тыс. рублей,
в 2015 году - 2 986 722,3 тыс. рублей,
в 2016 году - 2 154 960,9 тыс. рублей,
в 2017 году - 2 368 306,9 тыс. рублей,
в 2018 году - 2 960 540,3 тыс. рублей,
в 2019 году - 2 993 937,2 тыс. рублей,
в 2020 году - 2 995 675,2 тыс. рублей;
объем средств муниципальных образований Костромской области - 57 824,85 тыс. рублей, из них:
в 2014 году - 21 516,9 тыс. рублей,
в 2015 году - 11 427,04 тыс. рублей,
в 2016 году - 8 720,91 тыс. рублей,
в 2017 году - 4 025,0 тыс. рублей,
в 2018 году - 4 045,0 тыс. рублей,
в 2019 году - 4 045,0 тыс. рублей,
в 2020 году - 4 045,0 тыс. рублей

(п. 8 в ред. постановления администрации Костромской области от 13.05.2016 N 152-а)

9. Конечные результаты реализации Госпрограммы

1) снижение уровня бедности среди получателей мер социальной поддержки до 13,4 процента к 2020 году от общей численности граждан, получающих меры социальной поддержки;
2) увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, до 100 процентов от количества граждан, обратившихся за получением социальных услуг;
3) уменьшение доли детей из семей с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Костромской области до 20 процентов к 2020 году;
4) обеспечение доступности до 311 приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов Костромской области к 2020 году;
5) исключен;
6) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, до 55 процентов опрошенных инвалидов Костромской области;
7) достижение уровня выполнения значений целевых показателей (индикаторов) Госпрограммы до 100 процентов

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 23.03.2015 N 101-а, от 29.05.2015 N 218-а, от 13.05.2016 N 152-а)

Раздел II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

10. Социальная поддержка населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан, получателей мер социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия их предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области, иными нормативными правовыми актами.
     11. Госпрограмма разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 года, утвержденной
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года".
     12. Обязательства государства в сфере социальной поддержки граждан определены
Федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и другими.
     (в ред.
постановления администрации Костромской области от 23.03.2015 N 101-а)
     13. На территории Костромской области реализуются
Законы Костромской области от 27 октября 2014 года N 575-5-ЗКО "О социальном обслуживании граждан в Костромской области", от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", от 11 ноября 1998 года N 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области", от 21 июля 2008 года N 351-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области", от 10 марта 2009 года N 451-4-ЗКО "Об основах организации и обеспечения отдыха, оздоровления и организации занятости детей в Костромской области" и другие.
     (в ред.
постановления администрации Костромской области от 23.03.2015 N 101-а)
     14. Указанные нормативные правовые акты направлены на обеспечение отдельным категориям граждан гарантированных государством правовых, экономических, организационных и иных мер, объединенных единой системой в виде социальной поддержки населения.
     15. Сложившуюся систему социальной поддержки граждан Костромской области определяют особенности демографического, социального и экономического развития, особенности бюджетной обеспеченности.
     16. Мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан реализуются в подпрограмме "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан".
     17. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан включают:
     меры социальной поддержки в денежной форме, в том числе ежемесячные денежные выплаты, социальные доплаты к пенсиям, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационные и единовременные выплаты, выплаты, приуроченные к знаменательным датам, государственную социальную помощь в денежной форме;
     меры социальной поддержки в натуральной форме, в т.ч. обеспечение льготного проезда на городском пассажирском и на пригородном транспорте.
     18. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан предусматривает разграничение полномочий соответствующих расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки конкретным категориям граждан по уровням бюджетной системы.
     19. К расходным обязательствам Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки следующих категорий граждан:
     1) участников Великой Отечественной войны, членов семей участников Великой Отечественной войны, инвалидов, детей-инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, пострадавших от радиационного воздействия, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны, в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;
     2) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части обеспечения жильем;
     3) лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан;
     4) граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России";
     5) граждан в связи с возникновением у них поствакцинальных осложнений;
     6) членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лиц, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы и лиц, уволенных с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы;
     7) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
     8) иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определенных федеральным законодательством.
     20. К расходным обязательствам Костромской области, финансируемым из областного бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки:
     1) ветеранов труда;
     2) ветеранов труда Костромской области;
     3) тружеников тыла;
     4) реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
     5) семей с детьми (в том числе многодетных);
     6) малоимущих граждан;
     7) отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;
     8) пенсионеров из числа бывших государственных служащих;
     9) лиц, удостоенных региональных почетных званий, имеющих особые заслуги;
     10) студентов, учащихся, школьников;
     11) других категорий граждан в соответствии с нормативными правовыми актами Костромской области.
     21. Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан базируются на применении двух подходов:
     категориальный подход предоставления мер социальной поддержки - без учета нуждаемости граждан (семей);
     адресный подход предоставления мер социальной поддержки гражданам - с учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в Костромской области величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения.
     22. Меры социальной поддержки в категориальной форме дифференцированны с учетом заслуг граждан по защите Отечества (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации), в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), в связи с безупречной государственной службой, продолжительным добросовестным трудом (ветераны труда, труженики тыла). Необходимость дифференциации обусловлена потребностью в наиболее полной реализации принципа социальной справедливости.
     23. К установленным федеральными законами мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемым по принципу адресности, с учетом нуждаемости, относятся следующие меры социальной поддержки, являющиеся расходными обязательствами Костромской области:
     субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг;
     государственная социальная помощь, предоставляемая малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, в том числе на основе социального контракта.
     24. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан - как "федеральных", так и "региональных" льготников, предоставляются, в основном, в виде денежных выплат - как регулярных, так и единовременных.
     25. Меры социальной поддержки, установленные федеральным и областным законодательством, предоставляются в Костромской области в полном объеме. Различными социальными выплатами охвачено около 250 тысяч человек, или около 40 процентов населения области.
     26. Действующая в настоящее время в Костромской области система поддержки социально незащищенных категорий населения сложилась в условиях ограниченных возможностей бюджетной системы. Это предопределило незначительные размеры мер социальной поддержки, их предоставление по категориальному признаку, без учета адресности.
     27. В Костромской области в целях гарантированного исполнения принятых социальных обязательств, обеспечения сбалансированности областного бюджета, совершенствования принципа адресности оказания социальной помощи проводится работа по оптимизации расходов областного бюджета. Так, для областных льготников (ветеранов труда, ветеранов труда Костромской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий) установлена ежемесячная социальная выплата, которая выравнивает объем предоставляемых мер социальной поддержки областным льготникам при обеспечении единого подхода к определению суммарного размера мер социальной поддержки и ограничению объема получаемых льгот. Размер ежемесячной социальной выплаты установлен с учетом среднего размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем по области.
     28. Социальная поддержка населения направлена на преодоление бедности населения, повышение уровня и качества жизни льготных и малоимущих категорий граждан в связи с невысокими среднедушевыми доходами населения. Так, в 2011 году их размер составлял 14 574,3 рубля в месяц, в 2012 году - 15 931,6 рублей. В структуре среднедушевых денежных доходов наибольшая доля приходится на заработную плату и социальные выплаты (пенсии, пособия).
     29. Удельный вес населения Костромской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по итогам 2012 года составил 15 процентов (от общей численности населения) и является одним из самых высоких среди областей Центрального Федерального округа Российской Федерации.
     30. Ежегодный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг для многих граждан существенным образом отражается на семейном бюджете.
     31. Гарантией доступности платы граждан за жилищно-коммунальные услуги являются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые рассчитываются исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
     32. В Костромской области региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи составляет 22 процента.
     33. В связи с увеличением роста тарифов на оплату за жилищно-коммунальные услуги численность получателей субсидий в 2013 году увеличилась на 17,6 процента по сравнению с 2012 годом.
     По прогнозным оценкам на период действия Госпрограммы государственная социальная поддержка останется важным инструментом повышения качества и уровня жизни для различных категорий жителей Костромской области. В целом число получателей мер социальной поддержки сохранится на уровне 2013 года и составит около 250 тысяч человек. Прогнозируется сохранение, а по определенным группам населения - возрастание потребности в социальной поддержке и соответствующее увеличение расходов. Сохранится тенденция незначительного роста получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, связанная с ростом тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
     34. Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать:
     1) вследствие старения населения, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста. Это потребует, прежде всего, увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых пожилым гражданам, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование;
     2) вследствие роста рождаемости, сопровождающегося увеличением числа рождений и численности детей и необходимости стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации. Это потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей как в денежной форме (в том числе в целях стимулирования рождаемости), так и в форме предоставления социальных услуг и соответствующего увеличения расходов на их финансирование;
     3) вследствие сохранения в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся:
     материальное неблагополучие, проявляющееся в малообеспеченности, бедности (абсолютной и относительной) части населения;
     социальное неблагополучие, связанное с семейными конфликтами, социальным сиротством;
     физическое неблагополучие, связанное с инвалидностью, в том числе детской, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоянием психического здоровья, социально опасными заболеваниями граждан.
     35. В то же время потребность граждан в мерах социальной поддержки будет снижаться:
     1) вследствие естественной убыли и сокращения численности населения, относящегося к категориям так называемых "федеральных" и "региональных" льготников, меры социальной поддержки которых определены законодательно. Этот процесс будет сопровождаться снижением объемов социальной поддержки данных категорий граждан во всех формах и соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;
     2) вследствие ожидаемого сокращения безработицы, повышения реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения (при условии достижения прогнозируемых макроэкономических показателей). Эти процессы будут способствовать сокращению численности малообеспеченного населения, потребности в их социальной поддержке в денежной и натуральной формах и в соответствующих расходах из областного бюджета.
     36. Демографическая ситуация в Костромской области развивается под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения. Количество населения в регионе ежегодно сокращается. В 2010 году численность населения составляла 672 938 человек, в 2011 году - 666 391 человек, в 2012 году - 661 764 человека, на начало 2013 года - 658 906 человек. Смертность населения в области в 2012 году в 1,2 раза выше, чем в среднем по России.
     37. При этом в регионе сохраняется наивысший в Центральном федеральном округе уровень рождаемости. Если в 2010 году рождаемость составляла 11,8 промилле, то в 2011 году рождаемость увеличилась до 12,2, в 2012 году - до 12,8 родившихся на 1 000 человек населения (Россия - 13,3, Центральный федеральный округ - 11,4 в 2012 году). Численность детей в возрасте от рождения до 18 лет в Костромской области по состоянию на 1 января 2013 года составляет 120 959 человек, ежегодно количество детей увеличивается на 1,19 процента. Однако современные параметры рождаемости ниже, чем требуется для замещения поколений.
     38. Для улучшения демографической ситуации в Костромской области необходимо продолжать совершенствовать социальную политику в сфере поддержки семей с детьми. Ее приоритетным направлением становится поддержка семей, в том числе в связи с рождением детей, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
     39. Мероприятия, предусматривающие поддержку семей с детьми, реализуются в подпрограмме "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" настоящей Госпрограммы.
     40. Наиболее важными из реализуемых мер социальной поддержки семей с детьми являются:
     предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов гражданам Российской Федерации при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, постоянно проживающим на территории Костромской области;
     выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом уровня инфляции;
     установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет.
     Увязка этих мероприятий с очередностью рождения детей имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.
     41. На территории Костромской области меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются:
     1) в денежной форме - в виде прямых или косвенных социальных выплат;
     2) в натуральной форме - путем организации отдыха детей и их оздоровления; предоставления одежды и обуви, продуктовых наборов малоимущим семьям, путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям для детей-инвалидов, предоставления лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также технических средств реабилитации;
     3) в форме социальных и медицинских услуг;
     4) в форме морального поощрения, с целью стимулирования укрепления института семьи, многодетности, ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Меры морального поощрения при этом, как правило, сочетаются с денежным вознаграждением.
     42. Для укрепления авторитета многодетных семей в Костромской области учреждены медали "Материнская слава" трех степеней и "За верность отцовскому долгу". С 2009 года медали получили 144 многодетные матери Костромской области. В 2010 году один отец награжден медалью "За верность отцовскому долгу".
     43. Социальная поддержка семей с детьми в Костромской области осуществляется путем организации их социального обслуживания, в том числе на базе 25 комплексных центров социального обслуживания населения, 13 социально-реабилитационных центров, 7 детских домов, 26 территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, а также государственного казенного учреждения "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям" и государственного казенного учреждения "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Добрый дом".
     44. С 2010 года отмечается тенденция к увеличению количества многодетных семей в среднем на 8,3 процента ежегодно. По состоянию на 1 октября 2013 года на территории Костромской области проживают 3 717 многодетных семей, в которых воспитывается 12 197 детей, что составляет 10,2 процента от общего количества детского населения Костромской области.
     45. В соответствии с действующим законодательством в Костромской области меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат, денежных пособий и ежегодных компенсаций.
     46. С 1 января 2009 года в Костромской области при рождении третьего или последующего ребенка предусмотрена единовременная социальная выплата семьям, оформившим ипотечный кредит в банке, на приобретение или строительство жилого помещения в размере до 300,0 тысяч рублей. По состоянию на 1 октября 2013 года данную выплату получили 729 семей.
     47. В целях улучшения демографической ситуации в регионе устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума на третьего и последующего ребенка, рожденного после 31 декабря 2012 года, до достижения им возраста трех лет семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины среднедушевого дохода по Костромской области.
     48. Также в Костромской области многодетным семьям бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.
     49. В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Костромской области ведется целенаправленная работа по созданию условий, обеспечивающих право ребенка жить и воспитываться в семье, в том числе по профилактике социального сиротства, развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
     50. Социальная поддержка детей и семей осуществляется путем развития семейнозамещающих форм устройства детей-сирот. Президентом Российской Федерации поставлена цель совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот.
     51. Ежегодно в регионе уменьшается количество детей-сирот. В 2009 году их число составляло 2 514 детей, в 2010 году - 2 447 детей, в 2011 году - 2 342 ребенка, в 2012 году - 2 270 детей, в 2013 году - 2 165 детей. Количество выявленных детей-сирот в регионе ежегодно уменьшается в среднем на 17 процентов.
     52. Наибольшее количество детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области выявлено в 2005 году - 730 человек, количество детей, устроенных в семейнозамещающие формы, не превышало 50 процентов.
     53. В целях преломления кризисной ситуации в регионе была разработана нормативная база, определяющая правовые основы улучшения социально-экономического положения семей с детьми и защиты прав детей-сирот, а также развитие и укрепление института семейных форм устройства.
     54. Благодаря принимаемым мерам количество детей, воспитывающихся в семейнозамещающих формах устройства, увеличилось с 50 до 81 процента. По состоянию на 1 октября 2013 года в 501 приемной семье воспитывается 811 детей, что в 3,5 раза больше аналогичных показателей 2005 года.
     55. Проводимая в регионе семейная политика привела к снижению потребности в стационарном обслуживании несовершеннолетних. Количество детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, ежегодно в среднем сокращается на 10 процентов.
     56. В качестве стратегического ответа на складывающуюся ситуацию в регионе было сокращено количество социозащитных учреждений для несовершеннолетних с 30 до 14 единиц, закрыты 2 общеобразовательные школы-интерната для детей-сирот, 2 детских дома.
     57. На 1 октября 2013 года система социозащитных учреждений для несовершеннолетних и учреждений для детей-сирот в Костромской области представлена:
     1 домом ребенка;
     7 детскими домами (один из них негосударственный);
     2 школами-интернатами;
     1 домом-интернатом для умственно отсталых детей;
     13 социально-реабилитационными центрами.
    58. В соответствии с программой оптимизации сети учреждений для несовершеннолетних предусмотрено поэтапное перепрофилирование детских домов в Центры содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
     59. В настоящее время в детских домах разработаны программы подготовки детей к передаче в замещающие семьи, в соответствии с которыми будут вести свою деятельность Центры содействия семейному устройству.
     60. Предполагается перевод детей, оставшихся без попечения родителей, из школ-интернатов в Центры содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и обучение их по месту жительства в общеобразовательных организациях, где будет организовано лицензирование образовательной деятельности по общеобразовательным программам основного общего образования для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья VII-VIII видов. Инклюзивное образование и совместное воспитание детей с различными возможностями здоровья направлены на успешную социализацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
     61. В системе государственных учреждений по состоянию на 1 октября 2013 года воспитывается 398 детей (19 процентов от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей).
     62. Как альтернатива учреждениям, прекратившим свою деятельность, в регионе организована работа служб сопровождения семей во всех муниципальных образованиях области. В целях координации их деятельности в 2008 году в области начал работать ресурсный центр по сопровождению замещающих се<